Часть третья!
Текст написан двумя авторами.
Утренние лучи солнца стелятся параллельно земле. Абсолютно пустая дорога. До открытия границы еще есть немного времени, катимся не спеша в свое удовольствие. Чуть впереди по обочине неспешно идет человек в форме. Заслышав звук моторов голосует. Мы загружены барахлом сверх нормы, подвезти не сможем, он понимающе кивает и улыбается. По дороге из поселка к границе у меня вылетела из под резинки почти полная бутылка пива. Вернулся. Поздно. Не решился нарушить праздничные гуляния сидящих на обочине аборигенов, которым «с неба свалилось…». На границе, кроме облетающего свои владения орла и сусликов, никого. Мы первые.
Подкатил военный ЗИЛок с заставы, из кунга выгрузили «дежурную смену пограничников и таможенников». Открутив проволочку на воротах, они прошли на территорию КПП, проволочку закрутили обратно.
За оградкой жизнь оживилась. Где-то к 10-30, попив чайку и обсудив все новости, открыли шлагбаум, нас запустили внутри и приступили к обычным на границе процедурам и вопросам «какого года, скока прет, жрет, скока бак?». Проехали 300 метров (две границы + ничейная полоса) где-то за час. Надо сказать, что все достаточно дружелюбно и быстро. Граница за спиной, перед нами Монголия. Радостно сказал Мишутке, что асфальт кончился, и вот теперь мы покатаемся… Но, вид дороги немного напряг- она выглядела не так, как я ее запомнил по 2004 году. Стала шире и выглядела она явно ухоженной! Через 5 км все стало ясно. Дорога покрылась свежим черным асфальтом, а на встречу нам стали попадаться китайские асфальтоукладчики, катки и самосвалы! Правда, обочины и канавы вдоль дорог капались вручную с явным упором на численное превосходство… Тем, кто собирается в Монголию в будущем, надо быть готовым к тому, что вместо обещанного бездорожья вы будете все чаще встречать асфальт! ;) До г.Улангом не доехали верст 20 и свернули с асфальта на перевал Улан Даваа. Естественно, никаких указателей нет, но примерно раз в час проезжает машина или мотоцикл, у которых можно спросить дорогу. Вам радостно махнут рукой в нужную сторону. Остановились и перепаковали вещи. На «стандартной» монгольской федеральной трассе к креплению багажа следует относиться очень внимательно. Он живет своей жизнью, основной своей миссией считая упасть и потеряться :( Приближаясь к холмам, стайки самостийных колей и тропок все ближе сходяться друг с другом , образуя накатанное, петляющее странным узором русло основной дороги. На перевал выскочили на одном дыхании. Вид долины поразил своим великолепием и дикостью.
На седловине солидная горка из камней и буддийские ленточки. На камнях сидели два парня-монгола с бутылкой водочки.
Дружелюбные ребята… с трудом отказался от угощения, и мы пошли ко второму перевалу. Встретили бегущий табун лошадей – завораживающее зрелище. Девственные пастбища, и по ним как на протяжении многих веков бегут лошади… правда сзади показались пастухи на Иже, немного испортив впечатление о дикости этих мест! Дорога стала песчаной, скорость упала. Вспомнилось сразу наше путешествие 2004 года. Тогда мы шли здесь на Африках и на дорожной резине….
На перевали нас ждали два брата конника 7 и 10 лет. Выглядели сурово и неулыбчиво.
Красные скалы, выветренные и без растительности. На всех картах была обозначена дорога и с севера, но в 2004-том мы не пошли этой дорогой на город Цаганурр из-за большой воды в реках. Сейчас вода была низкой и мы решили попробовать… Километров через 10 мы увязли в настоящем болоте и были обглоданы слепнями и комарами. Развить скорость, на которой этих сволочей сдувало бы, мы не могли, а обмахиваться не позволяла дорога, так как руль отпустить было нельзя. Мишутка стоически молчал, но я чувствовал, что мысленно он меня не любит! ;) Сам я материл себя в голос! Возможно мы попали на слет кусающихся и летающих паразитов. Но я давненько не встречал такого внимания к себе со стороны москитов. Особенно одаренные умудрялись прокусывать мотокуртку, а иногда складывалось впечатление, что и мотоботы им не преграда. Картина маслом. Под колесами чавкающая субстанция из травянистых кочек и заполненных водой и илом проток. По основной дороге двигаться нет возможности из-за вязкого грунта. Перепрыжками и перескоками пытаемся осваивать кочки. Но кочек все меньше, а вот ила и гнуса все больше. Очень нужен ливень из Москитола! В голове пульсирует нервной жилкой. Хороший комар – мертвый комар!!! Дальше была увлекательная дорога по восточному берегу озера. Мы попадали в какие-то старые глубокие русла, утыкались в болота и переваливали какие-то непонятные перевальчики. Несколько километров прошли в режиме скального триала. Каменистые кручи слева, озеро справа. По краешку жмется разрушенная временем и погодой тропа, местами смытая в озеро, местами засыпанная оползнем. Уже недалеко от южного берега озера началась небольшая песчаная буря… ну буря - не буря… но ветер был сильный и нас выдувало из колеи вместе с мотоциклами. Песок забивался всюду, глаза даже под шлемом приходилось прищуривать, а в ушах у меня, даже не смотря на подшлемник, скопилось масса песка. Нащупали основную дорогу. Навстречу удут два бензовоза. Пытаемся раскорячиться и вылезти из полуметровый песчаной колеи, получается не очень. Натужный вой дизелей все ближе. Вроде выползли на откос, но боковые сумки торчат. Бензовозы не снижая скорости проносяться в 10 сантиметрах оставляя на нас песчанные шапки. Весело выплевываем очередную порцию песка. Вот и долгожданный мост, и за ним пески…
Въехали в озеро и сфотографировались, получив небольшую передышку перед последним броском. Дорогу переходит саранча, наглая, как танк. Впереди еще пара долин и перевальчиков. Вот мы, наконец, достигли реки Ховд. Крутой спуск с плато в ущелье. Массовое кружение стервятников на одном месте явно указывало на наличие падали.
Каменистые серые скалы, пожухлая растительность, стрервятники - «Ущелье смерти» Местечко мрачноватое, но для нас знаменательное тем, что теперь дорога одна и заблудиться уже не получится! Потекли серпантины каменистой гравийки. Саня уходит немного вперед.
Каменистая колея. Иду по центральному гребню.
Пытаюсь на ходу сделать эффетный кадр. Каменистое ущелье, закатные лучи солнца, тень на скале от соседней вершины. Левая рука балансирует с фотиком, фокусируюсь на картинке в видоискателе.
Пропускаю каменюгу. Удар в переднее колесо. Руль вырывается. Мотоцикл едет на заднем. Бросаю фотик пытаясь ухватить руль. Удар задним колесом.
Взлетаю над седлом, успевая схватиться за стойки зеркал. Переднее колесо уходит в колею. Плюхаюсь сверху на мотоцикл. Перехватываю руки, пытаюсь скорректировать вертикальность. Не успеваю. Мотик валиться вправую сторону. Выставляю ногу. Удар подошвой о камни. В глазах звездочки, в ушах шумит, в штанишках свежий адреналин.
Мотик переваливается на другой бок, открываю газ. Заднее колесо метёт по каменистым откосам в колее. Уффф. Вытянул…
Остановился. Пару минут перекур. Убрал фотик в карман.
Выйдя из-за очередного поворота, боковым зрением увидел сидящих на берегу реки мужчину и женщину, явно не похожих на монгол…. Развернулись и с удивлением познакомились с российскими учеными…
Лагерь экспедиции стоял прямо на берегу реки в столице комариного царства! Как там выживали наши соотечественники, осталось для нас загадкой. Вчера они праздновали окончание экспедиции. В результате пробиты два колеса. Кончился бензин и на границу они не успели, теперь у них просроченная виза. Но это никого не беспокоит. J
Интенсивно размахивая руками и очень быстро попив с гостеприимными хозяевами чайку, мы прошли последние 30 км до аймачного центра Уйльги.
Вокруг нас была музыка и народ явно гулял… Помятуя, чем заканчиваются все подобные гуляния (небольшие драки с непредсказуемыми последствиями….), откланялись и завалились спать, предварительно попытавшись дозвониться до наших монгольских друзей – безрезультатно…
Утром попытались перекусить в городе и найти карту дорог этой Замечательной страны. Закрыто было все, кроме офиса какой-то партии. Правда, там продавали мороженное редким прохожим… Зашли в полицию и пробовали там найти карту. С трудом объяснились со стражами порядка, но там было явно не до нас – праздник все-таки…. Вернулись в гостиницу и позавтракали все тем же сухпайком. Мишутка как-то сумел запихать в себя яйцо, а я решил что пора подключать подкожные запасы, благо наскирдовал достаточно ;) Последние два пирожка запили минералкой. В фойе гостиницы толпилась группа израильтян, ожидавшая своего гида. Мишутка обнаружил двух немцев, один из которых был в мотокуртке. О, родные души! Завершают маршрут по Монголии. Мотоциклы, естественно, БМВ… Поговорили о маршрутах и получили в подарок карту дорог Монголии. Приятно смотреть на атлас, где нарисованы жирные красные автомагистрали с номерами дорог и заправками. Правда, немного смущало, что там, где мы уже проехали (и где завязли в болоте), так же в атласе красовались красные автобаны. Мы для себя назвали его атласом далекого будущего или атласом мечты ;) Попрощались с немцами – удачи вам, мужики!.. Потянулись к выезду из города. Надо сказать, что встретить на монгольских автобанах машину – это удача, а попутную машину – большая удача, но то, с чем мы столкнулись на выезде из города, шокировало! В плотном облаке пыли, стоящем над дорогой, одновременно двигались многие десятки автомобилей, причем в обоих направлениях!!! Обогнать невозможно, так как ничего не видно, и из этого «ничего не видно» постоянно появляются встречные машины, идущие на большой скорости! Наравне с машинами в этой пыльной реке едут мотоциклисты без шлемов и очков. КАК??? Глотали пыль километров десять, а потом все разом закончилось. Слева от дороги показался огромный стан, будто все население города выехало к подножью горы. Стояли юрты, скакали всадники, сновали мотоциклы, медленно ползли машины и многие тысячи празднично одетых людей… До сих пор жалею, что не расспросил, что это за праздник, но то, что это по-настоящему народный праздник, сомнений не вызывало…. Двигаемся по направлению к городу Ховд (такой же областной центр, как Уйльги). По дороге встречаются станы поменьше. Ух ты - посчастливилось увидеть построение конников перед скачками… красивейшей зрелище – около сотни наездников, лошади в праздничной сбруе перебирают ногами. И покатилась эта лавина, как в стародавние времена скакали по этой земле сотни и тумены Чингисхана… А горы-то все те же, только на склонах кое-где появились морщины автомобильных колей… Вот так и наслаждались дорогой вплоть до самого озера Толбо-Нур. Как же я ненавидел в этот момент «Евразию-Карго», которая тащила наши мото 3 недели до Красноярска и украла у нас все резервное время. Удивительное озеро, полное рыбы и окруженное снежными горами, а мы тупо дубасим вперед, вперед, вперед… Пропало ощущение, что все уже было…. и началась дорога, которой я еще не видел…. Дорога, по которой я шел первый раз! Это всегда возбуждает… Нас встречали верблюды и одинокие юрты, стада баранов на склонах и что нравилось особенно, это при взгляде на горизонт бескрайние просторы Монголии девственные и чистые (и без привычных и надоедливых столбов…..). Мишутка остановился около человека с велосипедом. Транспортное средство не очень….. Немец, которых много по всему миру… одиночка, идущий вместе со свом велосипедом в гору….. вело весь обвешан сумками и явно перегружен, но его владелец безмерно счастлив и пытается поделиться с нами своими ощущениями. У него месяц впереди. Завидуем, нам надо пройти всю страну за 4 дня плюс день резерва. Знаменитая монгольская «стиральная доска». Мотоцикл трясет. Вытрясает ВСЁ! Не только узлы и агрегаты мотоцикла, вытрясает внутренности и пломбы из зубов. Маленькие, перегруженные ХТихи, кряхтят, дрожат всем своим тщедушным телом, бряцают подвесками и цепями, но продолжают безропотно повиноваться воле наездников.
Альпийские пастбища с речками и речушками, которые мы форсируем, иногда заливая свечи наших ХТ-их и фотографируем, фотографируем, как будто эти впечатления можно вместить в камеру! По дороге встречаются брошенные поселения, причем некоторые из них разбираются соседями на стройматериалы, а некоторые стоят умирающими, но нетронутыми, возможно не один десяток лет. Проходим вдоль небольшого озерца, вытекающий из него мурлыкающий ручей проходим вброд. Повезло, что не глубоко и вода прозрачная, все видно. Заправка на склоне маленького холма – мы так и не поняли это развалины, муляж или действующая модель ;)
Среди каменных россыпей все чаще появляются песчанные проплешины. Песочная «стиралка» - это отдельная песня. Очередное испытание на прочность и выносливость. Очень хочется встать и никуда не ехать.
Пески сбивают нашу скорость, но к 16.30 мы проходим очередной перевал (около 2600 м над уровнем моря) и видим перед собой город Ховд. Маленький островок цивилизации с пятиэтажками… Решаем перекусить, поменять деньги, заправиться бензином, водой, продуктами и уйти дальше км на 100-150, чтобы заночевать в палатке.
Скорость около 80 км/час Мишутка бодро едет по дороге с песком в колеях, я за ним, мечтая об обеде…. Зря я не съел утром то тухлое яйцо, не сильно вообщем-то и пахло… На обочине четыре КАМАЗа-бензовоза с российскими номерами, водители машут нам руками, приветствуя. Мишутка кивает им, а я мудак, машу правой рукой, отпустив газ. Передняя вилка загружается на песке и …. Все! Дальше помню плохо. Если где совру, то не по желанию… Мишутка поправит!
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (недомотоциклетная) Саянское кольцо. ЧАСТЬ ВТОРАЯ - Хакасия - Тува . ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ - Ховд - Барнаул - Москва. Для писем и газет MotoAdventure. |
Если хватило сил дочитать,
то можно сказать 'КУ' или 'КЮ' в гостевой книге
КНИГА